ДОКЛАД КОМАНДУЮЩЕГО ВОЕННО-ВОЗДУШНЫМИ СИЛАМИ ЮГО-ЗАПАДНОГО ФРОНТА
КОМАНДУЮЩЕМУ ВОЕННО-ВОЗДУШНЫМИ СИЛАМИ КРАСНОЙ АРМИИ ОТ 21 АВГУСТА 1941 г.
О БОЕВЫХ ДЕЙСТВИЯХ ВОЕННО-ВОЗДУШНЫХ СИЛ ФРОНТА
ЗА ПЕРИОД С 22 ИЮНЯ ПО 10 АВГУСТА 1941 г.

Сов. секретно
Особой важности

Командующему Военно-Воздушными силами Красной Армии генерал-лейтенанту авиации тов. Жигареву

 

I. КРАТКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА БОЕВОЙ ГОТОВНОСТИ ЧАСТЕЙ ВОЕННО-ВОЗДУШНЫХ СИЛ ЮГО-ЗАПАДНОГО ФРОНТА ПО СОСТОЯНИЮ НА 22.6.41 г.

1. В состав Военно-Воздушных сил Юго-Западного фронта к началу войны входили:

а) 14-я смешанная авиационная дивизия — 17, 46, 89-й истребительные и 253-й штурмовой авиационные полки;
б) 15-я смешанная авиационная дивизия — 23, 28, 164-й истребительные и 66-й штурмовой авиационные полки;
в) 16-я смешанная авиационная дивизия — 87-й и 92-й истребительные, 86-й ближне-бомбардировочный авиационные полки;
г) 17-я смешанная авиационная дивизия—20, 91-й истребительные, 48, 224, 225, 242-й и 244-й ближне-бомбардировочные авиационные полки;
д) 18-я дальне-бомбардировочная авиационная дивизия — 90-й и 93-й дальне-бомбардировочные авиационные полки;
е) 19-я бомбардировочная авиационная дивизия—33, 136-й и 138-й ближне-бомбардировочные авиационные полки;
ж) 36-я истребительная авиационная дивизия — 2, 43, 254-й и 255-й истребительные авиационные полки;
з) 44-я истребительная авиационная дивизия—88, 248, 249-й и 252-й истребительные авиационные полки;
и) 62-я бомбардировочная авиационная дивизия —52, 94, 226, 227-й ближне-бомбардировочные, 243-й и 245-й штурмовые авиационные полки;
к) 63-я смешанная авиационная дивизия — 165-й истребительный и 62-й штурмовой авиационные полки;
л) 64-я истребительная авиационная дивизия—12, 49, 166, 246-й — и 247-й истребительные авиационные полки;
м) 315-й и 316-й разведывательные авиационные полки.

2. Укомплектованность авиационных полков, входивших в состав Военно-Воздушных сил Юго-Западного фронта, самолетами, летным составом и их боевая готовность по состоянию на 22.6.41 г.

(см. Таблицу)

3. Всего по Военно-Воздушным силам Юго-Западного фронта к 22.6.41 г. по видам авиации имелось:

а) Истребительная авиация:

Самолетов:

МИГ-3 159
ЯК-2* 64
И-16 450
И-153 493
Итого 1166
*Так в документе. Следует читать "Як-1"

б) Бомбардировочная авиация:

Самолетов:

ПЕ-2 68
АР-2 23
ЯК-2-4 49
СБ 214
СУ-2 114
ДБ-ЗФ 119
Итого 587

в) Штурмовая авиация:

Самолетов:

И-153 81
И-15-БИС 111
ИЛ-2 5
Итого 197

г) Разведывательная авиация:

Самолетов:

ЯК-4 31
СБ 22
Итого 53

Всего самолетов — 2003

д) Боеготовых экипажей

 

Истребительная авиация

Бомбардировочная авиация

Штурмовая авиация

Разведывательная авиация

Итого

Подготовленных к боевым действиям днем в простых метеорологических условиях

919

730

156

60

1865

Подготовленных к боевым действиям днем в сложных метеорологических условиях

434

161

   

595

Подготовленных к боевым действиям ночью

262

99

   

361

Подготовленных к боевым действиям на высотах более 6000 м

444

91

   

535

 

4. Кадры и летный состав второго этапа обучения частей Военно-Воздушных сил Юго-Западного фронта, имевших на вооружении самолеты старых типов (И-16, И-153, СБ и другие), к боевым действиям были подготовлены хорошо. Летный состав первого этапа обучения — слабо.

Летный состав частей, перевооруженных в 1941 г. на новую материальную часть (МИГ-3, ЯК-1, ЯК-2-4, ПЕ-2, СУ-2 и другие), к началу войны боевым применением на новой материальной части не овладел и к боевым действиям был подготовлен слабо.

5. В целом Военно-Воздушные силы Юго-Западного фронта к боевым действиям были подготовлены недостаточно по причинам:

а) При перевооружении частей Военно-Воздушных сил Юго-Западного фронта на новую материальную часть некоторые старые сколоченные авиационные полки (52, 48-й ближне-бомбардировочные авиационные полки и другие) к началу боевых действий не имели необходимого количества самолетов новых типов, а старая материальная часть у них была взята для новых формирований, в результате чего эти полки оказались перед началом войны в состоянии пониженной боеспособности;

б) Летный состав всех авиационных полков, перевооруженных на новую материальную часть в период, непосредственно предшествовавший войне, стрелковым и бомбардировочным вооружением самолетов новых типов не овладел, в результате чего в первые дни войны новая материальная часть использовалась недостаточно эффективно;

в) Некоторые авиационные полки формирования 1940 г. (224, 225, 138-й ближне-бомбардировочные авиационные полки и другие) были укомплектованы материальной частью только на 20—50% штатной нормы, в результате чего их удельный вес в боевых действиях был незначителен;

г) Командирами авиационных дивизий и авиационных полков Военно-Воздушных сил Юго-Западного фронта зимний период 1940 — 41 гг. очень слабо был использован для проведения боевой подготовки с полетами при снежном покрове аэродромов на колесах, в результате чего молодые летчики в своем подавляющем большинстве зимой летали очень мало и введены в строй не были, а период май — июнь (период напряженной летной работы) не обеспечил необходимой их подготовки к боевым действиям;

д) В частях Военно-Воздушных сил Юго-Западного фронта до начала войны вопросы маскировки аэродромов и находящихся на них самолетов решены не были, противовоздушная оборона аэродромов была организована неудовлетворительно, что объясняется не только отсутствием необходимых маскировочных средств, некомплектом средств противовоздушной обороны, но и тем, что этим вопросом со стороны командиров всех степеней должного внимания не уделялось;

е) Отсутствие необходимой организованности и четкости в действиях летных и наземных частей Военно-Воздушных сил фронта при отражении налетов авиации противника на наши аэродромы в первые три дня войны подтверждают, что боевая готовность частей Военно-Воздушных сил Юго-Западного фронта была на низком уровне и в этот ответственный период действия летных и наземных частей Военно-Воздушных сил по боевой тревоге не соответствовали требованиям приказа Народного комиссара обороны СССР № 075—38 г.

[...]

 

II. БОЕВЫЕ ДЕЙСТВИЯ ВОЕННО-ВОЗДУШНЫХ СИЛ ЮГО-ЗАПАДНОГО ФРОНТА ЗА ПЕРИОД С 22.6 ПО 10.8.41 г.

1. В период с 22.6 по 10.8.41 г. Военно-Воздушные силы Юго-Западного фронта выполняли следующие задачи:

а) Уничтожение мотомеханизированных частей противника, прорвавшихся на нашу территорию, на дорогах и в местах их сосредоточения;
б) Уничтожение танков, пехоты, артиллерии и огневых минометных и пулеметных точек противника на поле боя во взаимодействии с наземными войсками;
в) Прикрытие наших войск в районах их сосредоточения и на поле боя;
г) Прикрытие своих аэродромов, крупных населенных пунктов, железнодорожных узлов, мостов и переправ через рр. Днепр, Припять, Десна и другие;
д) Борьба с авиацией противника в воздухе и на земле;
е) Ведение непрерывной воздушной разведки в интересах штабов армии и штаба фронта.

Основной задачей Военно-Воздушных сил Юго-Западного фронта на протяжении всего периода боевых действий являлась борьба с мотомеханизированными частями противника, прорвавшимися на нашу территорию.

2. В период с 22.6 по 1.7.41 г. основные усилия Военно-Воздушных сил Юго-Западного фронта были направлены на уничтожение мотомеханизированных частей противника в районах Копель, Усьтилуг, Сокаль, Радзехув, Луцк, Ровно, Дубно, Кременец, Оструг.

Одновременно с выполнением задач по уничтожению мотомеханизированных частей противника в указанных районах Военно-Воздушные силы фронта прикрывали в тех же районах наши мотомеханизированные части, прикрывали Львов, Дрогобыч, Станнславув, Черновицы, Тарнополь и железнодорожные узлы Новоград Волынский, Шепетовка, Тарнополь.

В результате бомбардировочных и штурмовых действий Военно-Воздушных сил фронта противнику нанесены серьезные потери. В период 28.6—29.6.41 г. вышедшая в район Оструг танковая группа противника (до дивизии) действиями наших бомбардировщиков во взаимодействии с войсками Шепетовского укрепленного района от Оструг была отброшена и рассеяна в лесах западнее и юго-западнее Оструг. Наступление противника в направлении Оструг, Славута, Шепетовка было задержано.

К недостаткам в действиях Военно-Воздушных сил Юго-Западного фронта нужно отнести очень слабую организацию взаимодействия летных частей с наземными войсками. Штабы Военно-Воздушных сил армий, не укомплектованные личным составом, организовать взаимодействие летных частей с наземными войсками не могли, а штаб Военно-Воздушных сил фронта с этой задачей не справился. Наши наземные войска в этот период свое расположение, как правило, условными сигналами не обозначали, что затрудняло действия летных частей в интересах наземных войск непосредственно на поле боя.

3. В период с 1.7 по 1.8.41 г. Военно-Воздушные силы Юго-Западного фронта во взаимодействии с наземными войсками уничтожали мотомеханизированные части противника в районах:

а) Новоград Волынский, Ровно, Луцк, Дубно, Славута;
б) Золочов, Трембовля, Тарнополь, Волочиск;
в) Шепетовка, Нв. Мирополь, Полонное, Бердичев;
г) Житомир, Фастов, Брусилов, Коростышев, Юров;
д) Бердичев, Казатин, Тетиев, Звенигородка, Тараща, Белая Церковь;
е) Малин, Черняхов, Топорище;
ж) Перед фронтом 5, 6-й и 12-й армий во взаимодействии с наземными войсками.

Одновременно с выполнением задач по уничтожению мотомеханизированных частей противника Военно-Воздушные силы фронта действовали по аэродромам противника с задачей уничтожения находящейся на них материальной части.

Истребительная авиация прикрывала наши войска, города и железнодорожные узлы: Киев, Нежин, Чернигов, Бахмач, Конотоп; железнодорожные мосты и переправы через рр. Днепр, Припять. Десна.

В результате бомбардировочных и штурмовых действий летных частей по взаимодействии с наземными войсками в районе Славута, Полонное, Нв. Мирополь нанесены значительные потери мотомеханизированным частям противника, которые на подступах к Славута были задержаны до 9.7.41 г.

Мотомеханизированные части противника, прорвавшиеся по шоссе Новоград Волынский, Житомир, Киев и через Бердичев на Житомир, Киев, подверглись интенсивным бомбардировочным и штурмовым действиям нашей авиации, в результате чего в период 9.7— 14.7.41 г. было рассеяно и частично уничтожено до танковой дивизии противника в районе Житомир, Коростышев, Юров. Под непрерывным воздействием наших Военно-Воздушных сил могомехаинзированная колонна противника освободила шоссе Житомир, Киев и ушла в леса в и районе Фастов, Брусилов, Юров, понеся большие потери.

К 1.7.41 г. были установлены сигналы, обозначающие нашу авиацию, наземные войска, и Военно-Воздушные силы фронта свои боевые действия начали проводить и более тесном взаимодействии с наземными войсками.

4. В период с 1.8 по 10.8.41 г. Военно-Воздушные силы Юго-Западного фронта во взаимодействии с наземными поисками уничтожали мотомеханизированные части перед фронтом 26-й армии и Киевского укрепленного района. Одновременно продолжали прикрывать город Киев, мосты и переправы через рр. Днепр, Припять, Десна и уничтожали авиацию противника на его аэродромах.

В этот же период проводились ночные одиночные и групповые налеты самолетов СБ н Р-5 на аэродромы противника, железнодорожные узлы, железнодорожные станции и места скопления войск противника с задачек их уничтожения и изнурения.

 

III. ДЕЙСТВИЯ ВОЕННО-ВОЗДУШНЫХ СИЛ ЮГО-ЗАПАДНОГО ФРОНТА ПО АЭРОДРОМАМ ПРОТИВНИКА

1. В период 22.6—1.7.41 г. Военно-Воздушные силы Юго-Западного фронта налетов на аэродромы противника производили очень мало. В этот период борьба с авиацией противника велась преимущественно в воздухе, путем перехвата нашими истребителями самолетов противника и отражения налетов Военно-Воздушных сил противника на наши аэродромы, наземные войска, железнодорожные узлы и другие объекты.

2. В период 1.7—1.8.41 г., параллельно с действиями по мотомеханизированным частям противника, Военно-Воздушные силы фронта действовали и по аэродромам противника по данным разведки “на себя”. В этот период были атакованы аэродромные узлы Луцк, Дубно, Тарнополь, Шепетовка, Проскуров, Житомир, Белая Церковь.

3. 25.7.41 г. разведкой было установлено, что противник сосредоточил на аэродромном узле в Белая Церковь большое количество бомбардировочных и истребительных самолетов.

26.7.41 г. белоцерковский аэродромный узел (аэродромы Городище, Узин, Фурсы) был подвергнут неоднократным атакам нашей авиации, в результате которых было уничтожено до 60 разных типов самолетов противника.

4. В период с 1.8 по 10.8.41 г. Военно-Воздушные силы фронта действовали по аэродромам противника в районе Житомир, Бердичев, Белая Церковь.

Налеты производились как в дневное время, так и ночью. В результате действий нашей авиации противник был вынужден аэродромный узел Белая Церковь освободить.

5. Всего за период с 1.7 по 10.8.41 г. частями Военно-Воздушных сил Юго-Западного фронта уничтожено на аэродромах 172 самолета противника. Эти сведения не являются достаточно полными, так как потери, нанесенные Военно-Воздушным силам противника при ночных налетах, полностью не учтены.

Ночные налеты на аэродромы противника проходят достаточно эффективно, даже при использовании самолетов старых типов, при незначительных потерях с нашей стороны.

Действия Военно-Воздушных сил Юго-Западного фронта по аэродромам противника в период с 1.7 по 10.8.41 г. проводились достаточно успешно, но в ограниченных масштабах по количеству самолето-вылетов. Более широкое проведение налетов на аэродромы противника не представлялось возможным, ввиду ограниченного количества самолетов, имеющихся в составе Военно-Воздушных сил фронта.

[...]

 

VII. ОБЩИЕ КРАТКИЕ ВЫВОДЫ О БОЕВЫХ ДЕЙСТВИЯХ ВОЕННО-ВОЗДУШНЫХ СИЛ ЮГО-ЗАПАДНОГО ФРОНТА ЗА ПЕРИОД С 22.6 ПО 10.8.41 г.

1. По состоянию на 22.6.41 г. из летного состава частей Военно-Воздушных сил Юго-Западного фронта хорошо были подготовлены к боевым действиям на старых типах самолетов (И-16, И-153, СБ и другие) кадры и летные экипажи второго и более годов службы.

Кадры и летный состав второго и более годов службы частей, перевооруженных на самолеты новых типов (МИГ-3, ЯК-1, ЯК-2-4, ПЕ-2 и другие), боевым применением на новой материальной части к началу войны полностью не овладели и к боевым действиям были подготовлены недостаточно.

Летный состав первого года службы к боевым действиям был подготовлен слабо.

2. Военно-Воздушные силы Юго-Западного фронта в целом не были подготовлены к отражению внезапных налетов Военно-Воздушных сил противника на наши аэродромы и к выходу из-под удара. 22.6.41 г. первые налеты противника на наши аэродромы прифронтовой полосы значительных потерь нашим летным частям не нанесли, но в результате слабого руководства со стороны командиров авиационных дивизий и авиационных полков подчиненными им частями в вопросах организации выхода из-под удара и отражения налетов авиации противника последний, повторными ударами в течение 22.6.41 г. и в последующие два дня нанес нашим летным частям значительные потери, уничтожив и повредив на наших аэродромах за 22, 23 и 24 июня 237 самолетов, что составляет 68 процентов потерь материальной части на своих аэродромах в результате налетов авиации противника за весь период войны.

3. В связи с развернувшимся в 1941 году на аэродромах Военно-Воздушных сил Киевского особого военного округа строительством взлетно-посадочных полос значительная часть аэродромов прифронтовой полосы по состоянию на 22.6.41 г. для производства полетов была непригодна, летные части запасных аэродромов не имели и оставались на ранее занимаемых аэродромах, подвергаясь повторным атакам со стороны Военно-Воздушных сил противника.

4. Штаб Военно-Воздушных сил Юго-Западного фронта 22.6.41 г. был в пути из Киева в Тарнополь, куда прибыл только к исходу дня, в неполном составе по штатам штаба Военно-Воздушных сил Киевского особого военного округа (мирного времени), и управление летными частями в первые дни войны осуществлял неудовлетворительно.

5. Служба воздушного наблюдения, оповещения и связи в пограничной полосе Киевского особого военного округа работала неудовлетворительно. 22.6.41 г. летные части Военно-Воздушных сил Юго-Западного фронта, расположенные на аэродромах прифронтовой полосы, сообщений о перелетах госграницы самолетами противника своевременно не получали.

6. В период с 22.6 по 1.7.41 г. в организации боевой работы летных частей Военно-Воздушных сил фронта было очень много недостатков, из которых наиболее серьезными являются:

а) Первые дни войны (22, 23, 24 июня) Военно-Воздушные силы Юго-Западного фронта действовали недостаточно активно, мало имели повторных вылетов, некоторые бомбардировочные авиационные полки (226, 227-и и другие) к боевой работе не привлекались совершенно, налетов наших войск на аэродромы противника проведено крайне мало.

б) Не было взаимодействия летных частей с наземными войсками и взаимодействия бомбардировщиков с истребителями, в результате чего наземные части в ответственные моменты своей боевой работы не получали своевременной поддержки со стороны Военно-Воздушных сил, а бомбардировщики, летавшие на выполнение боевых заданий без прикрытия истребителями, несли большие потери.

в) В пунктах противовоздушной обороны не было необходимого взаимодействия между зенитной артиллерией и истребительной авиацией. Личный состав наземных средств противовоздушной обороны силуэтов своих самолетов и самолетов противника не знал и часто обстреливал (и сбивал) наши самолеты при полетах последних на выполнение боевых заданий.

г) Летный состав истребительных авиационных полков в воздухе не всегда правильно определял типы и принадлежность других пролетавших самолетов, в результате чего в июне и июле имели случаи обстрела нашими истребителями своих же бомбардировщиков.

д) В боевых действиях Военно-Воздушных сил Юго-Западного фронта слабо учитывалась (особенно в первый период войны) тактика действий Военно-Воздушных сил противника: полеты одиночными самолетами и отдельными мелкими группами на малых высотах; широкое использование облачности в целях маскировки своего полета; стремление истребителей противника, не вступая в бой, отвлечь наших истребителей в сторону от прикрываемого объекта и тем самым облегчить действия своих бомбардировщиков и др.

7. Отмеченные выше недостатки в руководстве и организации боевых действии летных частей Военно-Воздушных сил фронта в июле в основном были устранены.

8. На протяжении всего периода боевых действий Военно-Воздушных сил Юго-Западного фронта (с 22.6 по 10.8.41 г.) со стороны командиров авиационных полков и командиров авиационных дивизий не уделялось достаточного внимании вопросам организации летной работы, в результате чего части Военно-Воздушных сил Юго-Западного фронта имеют очень много небоевых потерь: при катастрофах и авариях разбито и повреждено 242 самолета, что составляет 13 % всех потерь за указанный период.

9. За исключением первых трех дней войны, части Военно-Воздушных сил фронта в боевых действиях были достаточно активны, летали много и боевые задачи выполняли хорошо. Боевыми действиями летных частей Военно-Воздушных сил фронта во взаимодействии с наземными воисками, мотомеханизированным частям и Военно-Воздушным силам противника нанесены большие потери, темпы наступления наземных войск противника значительно снижены.

10. Летный состав частей Военно-Воздушных сил фронта в боевых действиях по наземным войскам противника и в воздушных боях постоянно проявлял свое высокое политико-моральное состояние и исключительную настойчивость и упорство в выполнении приказов и боевых заданий по разгрому врага.

Всего за период с 22.6 по 10.8.41 г. летными частями Военно-воздушных сил Юго-Западного фронта:

1) Произведено самолето-вылетов — 36 780
2) Сброшено авиационных бомб — 2842 т
3) Израсходовано патронов нормального калибра — 8 533 980 штук
4) Израсходовано патронов крупного калибра — 84 820 штук
5) Израсходовано снарядов ШВАК — 85 717 штук
6) Израсходовано снарядов “РС ”— 2532 штуки

Сбито в воздушных боях и уничтожено на аэродромах самолетов противника — 806.

Приложения [1]:

1. Справка об организации тыла Военно-Воздушных сил Юго-Западного фронта по состоянию на 22.6.41 г.
2. Справка о недостатках вооружения самолетов новых типов (МиГ-3, Як-1, Як-2-4. Пе-2, Ар-2) и характеристика боеприпасов.
3. Боевой состав Военно-Воздушных сил Юго-Западного фронта по состоянию на 1.08.41 г.
4. Список авиационных дивизий, полков, эскадрилий, звеньев и отдельных экипажей Военно-Воздушных сил Юго-Западного фронта, отличившихся в боях с германским фашизмом в период с 22.6 по 30.7.41 г.

Командующий Военно-Воздушными силами
Юго-Западного фронта
генерал-лейтенант авиации Астахов [2]

Военный комиссар Военно-Воздушных сил
Юго-Западного фронта
дивизионный комиссар Гальцев [2]
  Начальник штаба Военно-Воздушных сил
Юго-Западного фронта
генерал-майор авиации Шкурин

21 августа 1941 г.

Ф. 229, оп. 181, д. 25. лл. 1—12, 30—33.


1. Приложения не публикуются, т. к. большинство имеющихся в них данных нашли отражение в публикуемых документах.
2. Подписи командующего и военного комиссара на документе отсутствуют.

Источник: Сборник боевых документов. Вып. 38. Воениздат, 1959 г.